Поиск по сайту

Памятка для муниципальных служащих Администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области по вопросам противодействия коррупции

Подготовлено отделом правового обеспечения

 

     Основные понятия, используемые в настоящей памятке

     Коррупция: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

     б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

     Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

     Функции государственного, муниципального (административного) управления организацией - полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

     Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего (прямая или косвенная) влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

     Личная заинтересованность - возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо в натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи и лиц, состоящих в родстве и свойстве, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

     Должностные лица - лица, постоянно, временно или по специальному полномочию, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

     Получение взятки – получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, оказываемых безвозмездно, но подлежащих оплате (предоставление путевок, ремонт квартиры, дачи и т.п.), за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

     Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.

     Под вымогательством взятки понимается требование должностного лица дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп.

     Незаконное вознаграждение – статья 19.28 КоАП РФ под незаконным вознаграждением от имени юридического лица понимаются незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

     Можно ли должностному лицу обезопасить себя от провокации взятки?

     Да, вполне можно, если придерживаться определенных, достаточно простых для соблюдения, правил, основными из которых являются следующие:

     1) старайтесь всегда вести прием посетителей, обращающихся к вам за решением каких-либо личных или служебных вопросов, в присутствии других лиц;

     2) вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку;

     3) уберите с рабочего стола документы и другие предметы, под которые можно незаметно положить деньги;

     4) если вам против вашей воли пытаются передать денежные средства, вручить какой-либо подарок, открыто, громко, недвусмысленно, словами и жестами выскажите свое негативное к этому отношение (помните, что провокатор взятки может вести скрытую аудиозапись или видеосъемку вашей с ним беседы);

     5) внимательно выслушать и точно запомнить предложенные вам условия (размеры сумм, наименования товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);

     6) не берите инициативу в разговоре на себя, больше "работайте на прием", позволяйте потенциальному взяткополучателю "выговориться", сообщить вам как можно больше информации;

     7) если вы обнаружили у себя на рабочем столе, в шкафу, в ящике стола, в карманах одежды и т.д. какой-либо незнакомый вам предмет (пакет, конверт, коробку, сверток и т.п.), ни в коем случае не трогайте его, пригласите кого-либо из сослуживцев, вместе посмотрите, что находится внутри. Если там находится то, что можно считать взяткой, немедленно проинформируйте своего непосредственного начальника;

     8) обо всех поступивших предложениях и попытках дать вам взятку в письменном виде информируйте своего непосредственного руководителя;

     9) никогда не соглашайтесь на предложения незнакомых и малознакомых лиц встретиться для обсуждения каких-либо служебных или личных вопросов вне служебного кабинета (на улице, в общественном транспорте, в автомобиле, в кафе и т.п.);

     10) категорически запретите своим родственникам без вашего ведома принимать какие-либо материальные ценности (деньги, подарки и т.п.) от кого бы то ни было.

     Внимание! Вас могут провоцировать на получение взятки или коммерческий подкуп с целью компрометации и шельмования!

     Поведение, которое может быть воспринято окружающими как согласие принять взятку или просьба о даче взятки

     Следует уделять внимание манере своего общения с коллегами, представителями организаций, иными гражданами и, в частности, воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или просьба о даче взятке:

     - воздерживаться от употребления определенных выражений и жестов (вопрос решить трудно, но можно и т.д.);

     - не обсуждать определенные темы (низкий уровень заработной платы, желание приобрести то или иное имущество и т.д.) с представителями организаций и гражданами, чья выгода зависит от ваших решений;

     - регулярное получение подарков даже стоимостью менее 3000 рублей, посещение ресторанов с представителями организаций, которые могут извлечь выгоду из ваших решений, может восприниматься как согласие принять взятку или просьба о даче взятки.

     Что следует вам предпринять сразу после свершившегося факта предложения взятки?

     1. Доложить о данном факте служебной запиской своему непосредственному руководителю.

     2. Обратиться с устным или письменным обращением о готовящемся преступлении в правоохранительные органы.

     В случае предложения взятки со стороны сотрудников органов внутренних дел, безопасности и других правоохранительных органов, Вы можете обращаться непосредственно в подразделения собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пересечения преступлений, совершаемых их сотрудниками.

     3. Попасть на прием к руководителю правоохранительного органа, куда Вы обратились с сообщением о предложении Вам взятки.

     4. Написать заявление о факте предложения Вам взятки, в котором точно указать:

     - кто предлагает Вам взятку (фамилия, имя, отчество, должность, учреждение);

     - какова сумма и характер предлагаемой взятки;

     - за какие конкретно действия (или бездействия) Вам предлагают взятку;

     - в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная передача взятки;

     - в дальнейшем действовать в соответствии с указаниями сотрудников правоохранительных органов.

     Порядок поведения муниципальных служащих при возможном конфликте интересов

     - внимательно относиться к любой возможности конфликта интересов;

     - принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

     - в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только Вам станет об этом известно;

     - принять меры по преодолению возникшего конфликта интересов самостоятельно или по согласованию с непосредственным руководителем;

     - представитель нанимателя должен изменить должностное или служебное положение служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;

     - отвод или самоотвод служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

     - передать принадлежащие служащему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.

     Увольнение в связи с утратой доверия

     Обязанностью муниципального служащего является предотвращение и преодоление коррупционно опасных ситуаций.

     Коррупционно опасной является любая ситуация в служебном поведении муниципального служащего, содержащая конфликт интересов.

     Конфликт интересов возникает, когда муниципальный служащий имеет личную заинтересованность, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное исполнение им своих служебных обязанностей.

   Личной заинтересованностью муниципального служащего признается любая выгода непосредственно для него или для членов его семьи и родственников, а также для других граждан или организаций, в отношении которых он имеет любые финансовые или гражданские обстоятельства.

     Федеральный закон от 21.11.2011 N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" предусматривает введение нового основания увольнения с государственной и муниципальной службы - "в связи с утратой доверия".

     Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 Федерального закона N 25-ФЗ.

     Непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы (ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 25-ФЗ).

     Таким образом, муниципальный служащий подлежит увольнению за утрату доверия, если он не принял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов и не представил или представил заведомо недостоверные или неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

     Непринятие муниципальным служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего, являющегося представителем нанимателя, с муниципальной службы (ч. 3.1 ст. 14.1 Федерального закона N 25-ФЗ).

     Порядок поведения муниципальных служащих в различных ситуациях

Возможные ситуации коррупционной направленности

Рекомендации по правилам поведения в данной ситуации

Провокация

Во избежание возможных провокаций со стороны должностных лиц проверяемой организации в период проведения контрольных мероприятий рекомендуется:

- не оставлять без присмотра служебное помещение, в котором работают проверяющие, и личные вещи (одежда, портфели, сумки и т.д.);

- в случае обнаружения, после ухода посетителя, на рабочем месте или в личных вещах каких-либо посторонних предметов, не предпринимая никаких самостоятельных действий, немедленно доложить руководителю группы или управления

Угроза жизни и здоровью

Если на муниципального служащего оказывается открытое давление или осуществляется угроза его жизни и здоровью или членам его семьи со стороны сотрудников проверяемой организации либо от других лиц, рекомендуется:

- по возможности скрытно включить записывающее устройство;

- с угрожающими держать себя хладнокровно, а если их действия становятся агрессивными, сообщить об угрозах в правоохранительные органы и руководителю, вызвать руководителя проверяемой организации;

- в случае если угрожают в спокойном тоне (без признаков агрессии) и выдвигают какие-либо условия, внимательно выслушать их, запомнить внешность угрожающих и пообещать подумать над их предложением;

- немедленно доложить о факте угрозы своему руководителю и написать заявление в правоохранительные органы с подробным изложением случившегося;

- в случае поступления угроз по телефону по возможности определить номер телефона, с которого поступил звонок, и записать разговор на диктофон;

- при получении угроз в письменной форме необходимо принять меры по сохранению возможных отпечатков пальцев на бумаге (конверте), вложив их в плотно закрываемый полиэтиленовый пакет

Интересы вне муниципальной службы

Муниципальный служащий не должен добиваться возможности осуществлять деятельность (возмездно или безвозмездно), занимать должности, несовместимые в соответствии с законодательством о муниципальной службе, а также осуществлять разрешенную деятельность, занимать должности, если они могут привести к конфликту интересов;

- муниципальный служащий обязан, прежде чем соглашаться на замещение каких бы то ни было должностей вне муниципальной службы, согласовать этот вопрос со своим непосредственным руководителем

Подарки

Муниципальный служащий не должен ни просить, ни принимать подарки (услуги, приглашения и любые другие

выгоды), предназначенные для него или для членов его семьи, родственников, а также для лиц или организаций, с

которыми муниципальный служащий имеет или имел отношения, способные повлиять или создать видимость влияния на его беспристрастность, стать вознаграждением или создать видимость вознаграждения, имеющего отношение к выполненным служебным обязанностям;

- обычное гостеприимство и личные подарки в допускаемых федеральными законами формах и размерах также не должны создавать конфликт интересов или его видимость;

- муниципальный служащий может принимать подарки как частное лицо, т.е. не в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей

Отношение к ненадлежащей выгоде

Если муниципальному служащему предлагается ненадлежащая выгода, то с целью обеспечения своей безопасности он обязан принять следующие меры:

- отказаться от ненадлежащей выгоды;

- избегать длительных контактов, связанных с предложением ненадлежащей выгоды;

- в случае если ненадлежащую выгоду нельзя ни отклонить,

ни возвратить отправителю, она должна быть передана соответствующим органам;

- довести факт предложения ненадлежащей выгоды до сведения непосредственного руководителя;

- продолжить работу в обычном порядке, в особенности с делом, в связи с которым была предложена ненадлежащая

выгода

Уязвимость муниципального служащего

Муниципальный служащий в своем поведении не должен допускать возникновения или создания ситуаций или их видимости, которые могут вынудить его оказать взамен служебного положения услугу или предпочтение другому лицу или организации

Злоупотребление служебным положением

Муниципальный служащий не должен предлагать никаких услуг, оказания предпочтения или иных выгод, каким-либо образом связанных с его положением в качестве муниципального служащего, если у него нет на это законного основания;

- муниципальный служащий не должен пытаться влиять в

своих интересах на какое бы то ни было лицо или организацию, в том числе и на других муниципальных служащих, пользуясь своим служебным положением или предлагая им ненадлежащую выгоду

Использование информации

Муниципальный служащий может сообщить и использовать служебную информацию только при соблюдении действующих в муниципальном органе норм и требований, принятых в соответствии с федеральными законами;

- муниципальный служащий обязан принимать соответствующие меры для обеспечения гарантии безопасности и конфиденциальности или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением служебных обязанностей;

- муниципальный служащий не должен стремиться получить доступ к служебной информации, не относящейся к его компетенции;

- муниципальный служащий не должен использовать не по назначению информацию, которую он может получить при исполнении своих служебных обязанностей или в связи с ними;

- муниципальный служащий не должен задерживать официальную информацию, которая может или должна быть предана гласности

Интересы после прекращения муниципальной службы

Муниципальный служащий не должен использовать свое нахождение на муниципальной службе для получения предложений работы после ее завершения;

- муниципальный служащий не должен допускать, чтобы перспектива другой работы способствовала реальному или потенциальному конфликту интересов, и в этой связи обязан:

1. незамедлительно доложить непосредственному

руководителю о любом конкретном предложении работы после завершения муниципальной службы, которое может привести к конфликту интересов, и принять согласованное решение о совместимости предложения с дальнейшим прохождением муниципальной службы;

2. сообщить руководителю о своем согласии на предложение работы и принять меры к недопущению возникновения конфликта интересов;

3. бывший муниципальный служащий не должен действовать от имени какого бы то было лица или организации в деле, по которому он действовал или консультировал от имени муниципальной службы, что дало бы дополнительные преимущества этому лицу или этой организации;

4. бывший муниципальный служащий не должен использовать или распространять конфиденциальную информацию, полученную им в качестве муниципального служащего, кроме случаев специального разрешения на ее использование в соответствии с законодательством

Отношения с бывшими муниципальными служащими

Муниципальный служащий не должен оказывать особое

внимание бывшим муниципальным служащим и предоставлять им доступ в муниципальный орган, если это может создать конфликт интересов

     Внимание! Уведомление обо всех ситуациях склонения к коррупционным правонарушениям может привести к сокращению числа случаев предложения и дачи взятки, так как позволит выявить недобросовестных представителей организаций и граждан.

ПЕРЕЧЕНЬ

преступлений коррупционной направленности

Статья УК

Наименование

Максимальное наказание

159

Мошенничество

До 10 лет лишения свободы со штрафом штрафом до 1 млн. рублей

160

Присвоение или растрата

До 10 лет лишения свободы со штрафом штрафом до 1 млн. рублей

204

Коммерческий подкуп

До 12 лет лишения свободы со штрафом в размере пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа

285

Злоупотребление должностными полномочиями (без тяжких последствий)

До 4 лет лишения свободы

285.1

Нецелевое расходование бюджетных средств

До 5 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности

286

Превышение должностных полномочий

До 4 лет лишения свободы

290

Получение взятки

До 12 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности

291.1

Посредничество во взяточничестве

До 12 лет лишения свободы с лишением права заниматься определенной деятельностью и штрафом


    Новости

    Баннеры

    Правительство Ульяновской области

    «Управление «К» предупреждает: будьте осторожны и внимательны!»

    «Лига безопасного интернета»

    Новости Николаевского района Ник-ТВ

    Центры обслуживания пользователей портала госуслуг

    Статистика